На подступах к Индии  

Вокруг Вед и Упанишад (отрывки)
Перевод с английского

Евангелия совершенно справедливо провозглашают в качестве высшего морального закона принцип «Возлюби ближнего своего как себя самого». Но почему я должен так поступать, если по законам природы я чувствую боль и удовольствие только в себе и не чувствую их в моем ближнем? Ответа на этот вопрос нет в Библии, но он есть в Ведах. Вот эта великая формулировка: «Он – это ты». В этих трех словах заключена вся метафизика и мораль.
S. Radhakrishnan (1939)


Веды как высший религиозный авторитет определяют жизнь индусов во всех сферах и во все времена. Даже в наши дни обряды рождения, свадьбы и похорон совершаются в соответствии с ведическими ритуалами; и нет ничего удивительного в том, что нестареющие стихи, возникшие три тысячелетия назад, ежедневно повторяются современными индусами три раза в день.
Arun Bhattacharjee (1979)


Веды считаются вечными, их составители признаются лишь каналами, по которым поступают откровения высшего порядка.
D. S. Sharma (1953)


Упанишады были утешением в моей жизни, они будут мне утешением в смерти.
A. Schopenhauer (1818)


Упанишады являются в большей степени результатом духовного озарения, чем систематических размышлений. Они раскрывают нам мир богатого и разнообразного духовного опыта, а не мир абстрактных философских категорий. Истины проверяются не только логическими законами, но личным опытом. Цель Упанишад скорее практическая, чем спекулятивная.
S. Radhakrishnan (1953)


Цель Упанишад – показать крайнюю бесполезность, более того, вред всех ритуальных действий, осудить любой акт жертвоприношения во имя надежды и вознаграждения. Упанишады отвергают, если не существование, то, по крайней мере, исключительность и возвышенность богов и учат, что нет другой надежды на спасение и освобождение, кроме познания индивидуумом подлинного и универсального Я.
Max Muller (1888)


Мы восхищаемся духом учителей Упанишад, но очень мало уважения вызывают логические способности древних индуистских мудрецов; то есть, в этой сфере восхищаться почти нечем. Светила философии Упанишад были поэтами, не диалектиками.
E.W. Hopkins (1885)


Упанишады протестуют против эксклюзивной власти диалектического рассудка, против жесткого ограничения опытом содержания чувств и разума. Они провозглашают возможность прямого общения с высшей реальностью, общения без помощи внешних средств, таких как исторические открытия, оракулы, молитвы и т. д., но посредством интуитивной идентификации, когда индивидуум становится участником Божественной сущности.
S. Radhakrishnan (1953)


Несмотря на глубину и великолепие идей Упанишад, они не могут удовлетворить моральные или религиозные нужды масс. В первую очередь они взывают к интеллигенции, им не удастся впечатлить среднего человека, для которого достижение таких глубоких знаний кажется утопическим идеалом. В то время как Риг Веда отображает аналитический процесс открытия одного Великого Бога за видимыми явлениями природы, Упанишады с самого начала используют интуитивный метод. Их выводы не основываются на цепочке умственных рассуждений и аргументов, но держатся на опыте, реализованном великими умами. Поэтому они должны приниматься на веру. Упанишады отрицают эффективность ритуалов в целях спасения, но не предписывают в качестве замены никаких других действий, которые средний человек мог бы выполнять в своей обычной религиозной жизни.
Swami Nikhilananda (1949)


Брахман Упанишад – вне понимания и постижения: он включает в себя все, но сам – выше всего. Единение с Брахманом означает процесс глубокого погружения в медитацию, до тех пор пока мы не преодолеем мысль, любовь и труд – более легкие пути.
Juan Mascaro (1962)


Смелые спекулятивные построения Упанишад являются плодом труда творческого интеллекта и критической мысли, которые восстали против механических и порой жестоких церемоний брахманской эпохи.
Dawee Daweeworn (1982)


Провидцы Упанишад не учредили церковь, не создали явно выраженной религии, но пророки всех религий согласны с тем, что общение с высшей сущностью – это дело не слова, а жизни.
Juan Mascaro (1962)


Один из основных девизов Упанишад гласит: познай себя. Философский смысл этого учения состоит в том, что реальное Я (атман) отличается от эмпирического Я (джива), а подлинное философское знание заключается в том, чтобы не спутать одно с другим.
Jawaharal Nehru (1946)


Упанишады не создали философии или догматичных схем теологии, которые можно было бы пропагандировать. Они намекают на истину, содержащуюся в жизни, но не так, как это делают наука или философия.
S. Radhakrishnan (1953)


Упанишады, хотя традиционно и рассматривается как часть ведической литературы, являются на деле протестом против ведических культов... Учители Вед видели за фасадом Вселенной множество богов и брахманов и создавали детализированные инструкции для поклонения этим богам. Главная тема Упанишад – единство Божественной сути.
Rao Shastry (1961)


Великие Упанишады – это глубокие горные озера, что питаются чистой водой вечных снегов, освещаются ярким солнцем, а ночью отражают высокую безмятежность звезд.
Charles Johnson (1912)


Упанишады обладают великой силой. В них достаточно силы, чтобы воодушевить весь мир. Для всей Вселенной они могут служить источником энергии и вдохновения. Мощным трубным голосом будят они слабых, несчастных и униженных всех рас, вероисповеданий и сект, они призывают каждого подняться и быть свободным. Свобода – физическая, ментальная и духовная – является девизом Упанишад.
Swami Vivekananda.

Перевод Галины Болтрамун


Главная страница
Переводы