Религиозные вероисповедания  


О верованиях

В самом понятии веры в Творца мира есть нечто нелепое, даже оскорбительное по отношению к Всевышнему. Что означает такое состояние психики? Вместо констатации непреложного факта бытия Высшей Сущности заявляется, что в нее верят, то есть кому-то или многим кажется, что она вроде есть и есть именно так, как им кажется. Более того, эти аляповатые и путаные предположения возводятся в ранг священных истин. Казаться могут птицы Гаруды и НЛО, нагорная резервация психей, знамения в черной дыре, базисные первоэлементы или рулады ангельских хоров. На каком основании представленья, гнездящиеся под одним черепом, должны считаться более правильными, чем допущения и догадки в других головах? Однако именно веру поднимают на щит адепты всех конфессий и их апокрифических ответвлений, презрительно называют иноверцев неверующими, изобличают друг друга с трибун и амвонов, а при определенном стечении обстоятельств не гнушаются и более солидными, бронированными, аргументами.

С предметом своего поклонения верующие обращаются именно так, как и надлежит обходиться с учрежденным авторитетом. Этот фантом блещет всеми колерами и оттенками антропоморфизма и снабжен четкими правами и обязанностями: он должен выслушивать и оценивать молитвы, любоваться убранством алтарей, нюхая фимиам, отпускать по рекомендации исповедника грехи, устраивать благополучие в ответ на пожертвования, подчиняться заклятиям и заговорам, содержать ад и рай. Кроме того, он с лихвой наделяется любезными общественному мнению качествами. В соответствующей литературе есть немало неуклюжих формулировок, например, «Бог – это любовь». Если уж мыслить божественные ипостаси в рамках таких категорий, то напрашивается прямо противоположная дефиниция. Нет, щеголеватым горемыкам, начиненным болевыми точками и служащим мишенью для напастей, нравится думать, что их кто-то любит. Конечно, Бог не есть также нелюбовь. Кем бы мы были, если б могли определить, кто Он есть?

К. Г. Юнг говорил о том, что вера без внутреннего знания мало значит; откровение, снизошедшее чудесным образом, также чудесно улетучивается. Может последовать возражение, что знание о высшей субстанции тоже сродни вере, что бытие Бога недоказуемо. Конечно, недоказуемо. В состоянии элементы электрической цепи доказать существование электрика? Бытие Бога дает о себе знать непосредственно, оно не выводится при помощи дедукций, тестов или вычислений и не является плодом интуиции. То, что рождается из пены логики и оккультных экспериментов, станет в лучшем случае Афродитой. Бог не воспринимается земным рассудком, воображением и даже «чистым разумом». Однако разум в своих фундаментальных исследованиях постоянно наталкивается на трансцендентную подоплеку всего сущего. Можно совершенствовать методы и способы для изучения, покорения или заклинания природы, толковать ее законы или фиксировать несообразности. Но никто не в состоянии: ответить, как из ничего возникает нечто; представить себе бесконечность или границу Вселенной; разрешать противоречия типа антиномий Канта и, в конце концов, объяснить механизм работы собственного мозга. А. Эйнштейн пишет в одном письме: «Каждый, кто серьезно занимался наукой, приходит к убеждению, что в законах природы проявляется дух, значительно превосходящий наш человеческий. Перед лицом этого высшего духа мы, с нашими скромными силами, должны ощущать смирение. Так занятия наукой приводят к благоговейному чувству особого рода, которое в корне отличается от наивной религиозности».
Углубленные занятия наукой приводят к такому состоянию, наверно, не чаще, чем погружение в музыку, поэзию, медитацию; может привести и что-то иное, например, чрезвычайные происшествия, ментальный кризис, шоковое потрясение. В действительности, не приводит ничто, вышеназванные факторы – только формальные стимуляторы. Сама трансцендентность по своему усмотрению вживляет коррелят в души людей, и они ощущают ее присутствие; эта связь для человека не предмет веры, она реальнее всех мирских изъявлений. Индивидуум не способен прозреть по собственному намеренью (он и не подозревает, что слеп) и устанавливать свои отношения к Богу, их формирует только Всевышний. Это касается даже относительной мудрости под звездами. Издревле ее адепты говорят о том, что мудрость сама выбирает человека. Другого метода ее достижения нет.

Галина Болтрамун


Миниатюры
Невольные мысли
Главная страница