Художественная словесность  


Природа вещей

Временами кажется, что природные явления и продукты научно-промышленного развития не только плохо служат человеку, но и, преследуя свои цели, настроены к нему враждебно. С другой стороны, представляется, что все разновидности материи, вся совокупность условий и обстоятельств – это часть самого человека и без них он не был бы тем, кто он есть. Мятущийся разум пытается в этом хаосе отделить зерна от плевел, переваривает корни систем и отростки гипотез, а в итоге чаще всего получается неудобоваримая каша. Объекты, данные зрению, слуху, осязанию, – тяжелая пища для мудрствующего ума, так как действительно непонятно, как расценивать эти феномены: то ли это принадлежности наших чувств, то ли они все же существуют как «вещи в себе» и являют нам какие-то грани своих поверхностей. Если верно последнее, то разгорается пропорциональная длине извилин любознательность: как возникают вещи? Приверженцы идеализма разводят руками и, накаляя красноречие, ссылаются на всемогущую десницу. Утверждение материалистов, что материя никем не создается и существует вечно, вызывает улыбку. Первый вопрос, который напрашивается, это: почему же ей от века положено присутствовать, а не отсутствовать? А самое главное: когда это дерзкие следопыты успели исколесить вечность, чтобы удостовериться в неувядаемом благоденствии ее вещественных ингредиентов? Арена для позитивистских экспериментов очень мала и обильно уснащена порочными кругами, формирующими естествоиспытательские маршруты. Натуралист не замечает непроглядности нависающих над горизонтом бездн, умудряется промаргивать антифакты вооруженным глазом и с энтузиазмом функционирует в удобоусвояемом ряду своих видимостей. Маркузе хорошо обрисовал человека одномерного. Что ж, у плоского индивида есть, как минимум, одно сходство с его многомерным собратом – обоим одинаково далеко до безмерности.

Галина Болтрамун


Миниатюры
Невольные мысли
Главная страница